English version
+7(343) звоните:2 110 256

Сравнение шины "Бизнес Семантика" с MDM-системой IBM InfoSphere, и корпоративная сервисной шиной IBM WebSphere MQ

Продукт "Бизнес Семантика" можно сравнить с двумя системами обмена данными, разработанными компанией IBM: по назначению - с MDM-системой, входящей в состав семейства продуктов InfoSphere, по способу действия - с шиной обмена сообщениями WebSphere MQ.

Корпоративная сервисная шина или MDM-система?

IBM InfoSphere MDM - одно из наиболее распространенных решений класса MDM (Master Data Management; в русскоязычной терминологии иногда используется сокращение НСИ, т.к. MDM-системы используются в том числе для управления нормативно-справочной информацией предприятия).

Принцип работы MDM-систем заключается в следующем. MDM-система хранит информацию об объектах, которые используются в работе всех остальных информационных систем (ИС) предприятия: например, о клиентах, сотрудниках, продукции и т.д. Для каждой единицы информации (например, клиента ООО "Альфа") создается так называемая "золотая запись", которая является суммой наиболее достоверных и актуальных сведений, имеющихся о данном клиенте во всех ИС. Например, в программе CRM могут быть наиболее актуальными контактные данные клиента, в программе ведения бухгалтерского учета - информация о его банковских реквизитах, в системе документооборота - о почтовом адресе. MDM-система, в соответствии с установленной процедурой, получает эти данные от всех остальных систем. Получающаяся в итоге "золотая запись" является квинтэссенцией всех данных о том или ином объекте, которой обладает компания. К сожалению, в ряде случаев процедура обновления НСИ требует ручного одобрения компетентного пользователя-эксперта. Из MDM-системы эту информацию могут запросить все остальные ИС.

"Бизнес Семантика", также, как IBM InfoSphere MDM, решает задачу синхронизации данных между разными ИС. В отличие от InfoSphere, "Бизнес Семантика" не создает и не хранит эталонных записей. Она действует скорее как шина обмена сообщениями, которые передают друг другу информационные системы; каждое сообщение содержит сведения об изменении тех или иных объектов. Системы-адресаты могут интерпретировать эти сообщения в соответствии с заложенной в них логикой. Обмен информацией в рамках соединенных при помощи "Бизнес Семантики" систем происходит в полностью автоматическом и прозрачном режиме, заданном настройками сервера, и не требует ручного вмешательства.

А почему только НСИ?

Кроме того, "Бизнес Семантика" позволяет организовать обмен гораздо большим разнообразием видов информации, например, операционными данными, характеризующими текущее состояние бизнес-процесса. Так, отгрузки и платежи торговой компании никак нельзя отнести к НСИ или мастер-данным; этих данных слишком много, они генерируются в слишком большом количестве, чтобы имело смысл выносить их в MDM-систему, с точки зрения накладных расходов. Для "Бизнес Семантики" не составит труда передавать между ИС и эти данные, и любые другие, поскольку сам сервер не хранит никакую информацию в себе, а лишь маршрутизирует ее. В InfoSphere необходимо создавать и конфигурировать хранилища для каждого типа информации, которой обмениваются ИС, тогда как в "Бизнес Семантике" сервер полностью абстрагирован от структуры передаваемых данных - для валидации и диспетчеризации сообщений он использует OWL-схему информации (онтологию) и другие настройки, задаваемые через панель управления.

Чем Бизнес Семантика отличается от систем MQ (Message Queue)?

Другой программный продукт для обмена данными, предлагаемый IBM, называется WebSphere MQ. Он также часто используется для интеграции приложений в ИТ-инфраструктуре организации. Система обмена данными WebSphere представляет собой классическую шину обмена сообщениями - это среда, при помощи которой различные приложения пересылают друг другу информационные сообщения. К этому же классу продуктов, называемому ESB (Enterprise Service Bus), относятся известные на рынке продукты TIBCO, E-mule, и многие другие.

Корпоративные сервисные шины, такие как WebSphere, гарантируют доставку данных, обеспечивает маршрутизацию, предоставляет различные программные способы взаимодействия с очередью, в ряде случаев также обеспечивают мэппинг данных на конечных точках, то есть загрузку-выгрузку данных в реляционные базы. Кроме того, часто разработчики компонентов интеграции со стороны каждого приложения могут самостоятельно определять типы сообщений, порядок их генерации на одной стороне и обработки на другой.

Шина "Бизнес Семантика" отличается от привычных ESB, в первую очередь, стандартизированным механизмом преобразования данных в общую информационную схему. Это дает возможность централизованного внедрения интеграции, основанного на общей информационной модели предприятия, построенной по принципам семантических технологий. Стандартные клиенты "Бизнес Семантики" берут на себя как инициирование и передачу сообщений при изменении каких-либо данных в ИС-источнике, так и процедуры обработки сообщений на ИС-приемнике. Благодаря высокому уровню абстрагирования, четкому распределению процедур обработки данных между клиентом и сервером, наличию возможностей расширения процедур обработки программистами, работающими с той или иной ИС, "Бизнес Семантика" обеспечивает простоту и легкость запуска и настройки интеграции, в сочетании с гибкими возможностями "продвинутой" доработки.

С технической точки зрения, способ работы "Бизнес Семантики" схож с WebSphere MQ. "Бизнес Семантика", фактически являясь шиной обмена сообщениями, также заботится о безошибочной доставке сообщений, обеспечивая маршрутизацию; к этому добавляются функции валидации, восстановления целостности данных.

Необходимо отметить, что с технической точки зрения, "Бизнес Семантика" - несравненно более простое и легкое решение, чем IBM InfoSphere MDM или WebSphere MQ, что напрямую влияет на скорость и стоимость ее внедрения и поддержки.